Бобы

Бобы обыкновенные — древняя культура. При раскопках вблизи Трои были найдены семена бобов, выросшие IV тысячелетии до н.э. В диком виде в природе бобы не обнаружены.

В античные времена и вплоть до средневековья бобы были важнейшей пищевой культурой. В Древнем Египте бобы считались священным растением: всесильные жрецы и те не имели права их есть. В современном Египте бобы, из которых готовят кашу, — повседневная пища населения.

Бобы были высокопочитаемы и в Древней Греции. Согласно древнегреческим мифам, знаменитый философ и математик Пифагор, совершенный мудрец и полубог (в представлении греков), запретил своим ученикам употреблять в пищу бобы. Такое почтение к бобам у Пифагора появилось после того, как он побывал в Египте и Вавилоне. Если верить тем же мифам, Пифагор поплатился своей жизнью из-за бобов. Спасаясь от напавших на него врагов, Пифагор не захотел бежать по бобовому полю, попавшемуся на его пути.

Бобы почитались и в Древнем Риме. С 9 по 13 мая римляне устраивали празднества в память о тенях умерших. При этом исполнялся своеобразный ритуал с бобами черного цвета: ровно в полночь глава семьи обязательно босиком шел к ближайшему ручью, делал омовение рук, поворачивался к ручью спиной и, положив боб в рот, произносил 9 раз заклинание-просьбу, умоляя злые тени оставить его и его семью в покое и отвести от них несчастья. В начале июня римляне приносили бобы в жертву богине Карна — охранительнице детей и домашнего очага. С этим празднеством связано то, что в древнеримском календаре первый день июня назывался бобовые календы.

Сейчас трудно поверить, но в древние времена считалось, что бобы могли принести человеку счастье или несчастье, от них порой зависела судьба человека. Люди верили, что найденный на поле и принесенный домой боб дарует человеку удачу. Римлянин, отправляясь на торг, обязательно брал с собой бобы, полагая, что торговая сделка будет успешной. В древности бобы могли сыграть решающую роль во время суда. Все зависело от того, боб какого цвета вытащит обвиняемый во время жеребьевки: белого — помилование, черного — осуждение. Во времена средневековья во многих странах Западной Европы 6 января отмечался праздник трех волхвов, где обязательным атрибутом застолья был боб. Боб клали в тесто, из которого выпекали праздничный пирог. Во время дележки пирога, тот, кому достался кусок с бобом, становился на время праздника «бобовым королем». «Бобовый король» имел за столом неограниченную власть: избирал себе «королеву», назначал шута, все участвующие в застолье должны были беспрекословно подчиняться ему и воздавать почести. Интересна была и сама церемония разрезания и дележки пирога. Пирог разрезал мальчик, которого потом сажали под стол, откуда он выкрикивал, кому вручать очередной кусок пирога. Эта церемония была отголоском древности: мальчик исполнял роль бога-прорицателя Аполлона, от которого якобы и пошел этот обычай.

Фламандский художник Я. Иордане этот интересный обычай изобразил в картине «Бобовый король» (картина находится в Эрмитаже).

:: В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных. Ф. Бэкон